?

Log in

No account? Create an account
черно-белый мир

дефектная ведомость

Как-то после прошлых президенских выборов (2006 года), мы (АГТ и Движение) проводили "сверку" стратегий предлагавшхся для действий демократических сил - этакую "дефектную ведомость".
С нашей стороны была стратгия 2006 (так и не принятая Объединенными силами), с другой стороны была стратегия этих самых сил, представленная Вацлавом Арешкой, Сергеем Мацкевичем, Юрием Чаусовым и др.. Тогда, правда, обсуждение этой "ведомости" так и не было закончено.
Но сейчас мы снова предлагаем стратегию действий на ближайший период по той же схеме и с необходимыми ситуативными изменениями http://eurobelarus.info/content/view/14375/53/ . Вацлав Арешка "громит" наше предложение и высталяет свое http://blog.belaruspartisan.org/authors/areshka/4d74064c5ea33/
О качестве "погрома" можно много что сказать. Ну да ладно. А вот провести сравнение предлагаемых стратегий снова можно.
Итак "список" предлагаемых пунктов от Вацлава Арешки и соответствие их "нашим".
• Диктаторский режим не может являться субъектом общественного диалога. - никакого другого субъекта для переговоров кроме диктаторского режима нет. А с кем еще? (правда с начала мы должны перевести переговоры между всеми субъектами в рядах демократических сил. Но именно для выхода на переговоры с режимом)

• Переговоры с режимом возможны только при выполнении им условий, определенных беларусской оппозицией и мировым демократическим сообществом. -
значит все таки возможны. И как, где, кем и в каком формате могут быть выдвинуты "определенные условия"? Выдвижение и  принятие условий - это собственно уже переговоры. К ним еще нужно вынудить. Поэтому, нам важно, чттобы режим признал "ситуацию переговоров". а это значит признал представителей с "нашей стороны" и выдвинул ответвенных прелставителей" со своей. Понятно, что в качестве таких представителей могут быть не любые люди.

Два первых пункта противоречат друг другу. Если только не предполагается, что эти "определенные условия" - это перестать быть диктаторским режимом.

• Предметом переговоров с диктатурой могут быть только условия ее отказа от власти и процедура проведения свободных выборов. -
Предметом переговоров должны быть условия (процедура) организации избирательного процесса и механизмов контроля над этой процедурой.

• Практика односторонних уступок режиму не должна проводиться ни оппозицией, ни международным сообществом. (Это касается также реакции на частичные уступки со стороны режима, например, освобождение некоторых политзаключенных, частичные реформы выборов или другие "косметическо-либеральные" меры.) -
Результатом любых переговоров являются уступки. Но важны именно уступки, достигнутые в ходе переговоров. Здесь разногласий практически нет.

• Демократические свободные выборы должны являться главным средством мирной и законной смены власти. -
Несомненно

• Участие оппозиции в выборах любого уровня возможно только при выполнении режимом всех поставленных ему условий -
Про "выполнение всех поставленных условий" см. выше. - это и есть результат переговоров. Мне этот пункт кажется мало осмысленным, если речь идет о стратегии переговоров. 

• Отказ диктаторского режима выполнять условия проведения свободных выборов приводит власть к потере легитимности и делает легитимными иные средства смены власти. -
Если уж мы не сможем довести дело до переговоров (а только там можно условия выставлять) и не сможем их провести так, как следует, то о способности "иными средствами" сменить власть, говорить вообще не приходиться. 
Ну и еще раз выдвижение/выполнение/отказ выполнять условия - все это можно только при признании ситуации переговров. Иначе вы можете выдвигать условия хоть Папе Римскому, тихо у себя на кухне, в ЖЖ и где угодно.

• Основными механизмами влияния оппозиции на ситуацию в стране являются:

- общественное давление на власть;

- общественное мнение, сформированное в результате информационной кампании оппозиции;

- доверие общества и широкая поддержка оппозиции;

Именно так - организованное давление (при широкой поддержке). Но важно именно организованное и то, что это давление должно вынудить власть к переговрам. И это давление должно сохранятся до достижения договоренностей. Именно поэтому необходимы не просто стихийные массы, а хорошо скоординорованные действия, а значит и консолидация и согласованность действий.

Давление - это очень важная, но часть: кроме нее необходимо:
- собственно содержание переговоров и его обеспечение (не просто ряд условий, но и возможность содержательной работы в ходе переговоров)
- переговорщики, которым доверяет "улица", от их имени вести переговры
- третья сторона, выступающая гарантом выполнения договоренностей (это могут быть международные структры)

Все это надо готовить, включая взаимное признание и координацию действий

• Поддержка мирового сообщества, европейских и других международных институтов чрезвычайна важна, но не может являться определяющим фактором для принятия оппозицией своих решений. -
Именно так. Их роль, прежде всего в качестве третьей стороны и отчасти в оказании давления на режим к началу переговоров.

• Без консолидации дееспособных сил демократической оппозиции эффективные демократические перемены в стране невозможны. -
несомненно. Любая консолидация начинается с того, чтобы двое договорились. Мы собираем конференцию, чтобы договорилась хотя бы часть гражданского общества http://eurobelarus.info/content/view/14465/21/.

И что в итоге? Мне видятся пока в основном риторические противоречия. Поскольку, если серьезно воспринимать предложенные пункты, то вопрос "выдвижения условий" становиться не первым, а третьим - сразу после давления и создания ситуации переговров.
Но тогда, почему риторические противоречия оказываются такими острыми и непреодолимыми.
Проблема не в том, какая стратегия правильнее и точнее, какая более эффективна. А в том, вокруг кого объединяться. Каждый объявляет себя центром.  И кажется - это главный предмет переговров  внутри демократических сил сейчас. Но он "маскируется" за мелкими придирками к стратегиям и предложениям. Если уж это сможем преодолеть, то режиму не устоять :)


Comments

для інфармацыі: вацлаў спасылаецца на перапрацаваны варыянт стратэгіі адс (у рэдакцыі студзеня 2010 года)

вось тут яна ў зручнай форме

http://udf.by/commments/6871-chto-novogo-v-strategii-ods.html

там ёсьць важныя рэчы, пра якія ў блогавай нататцы на партызане не ўзгадваецца
дзякуй, гляну
Добра, ТВ